В России начали разрабатывать клинические рекомендации по использованию цифровой медицины, которые могут оплачиваться по тарифам ОМС.
Коронавирус способствовал развитию телемедицинских услуг. По словам аналитиков, с марта по ноябрь их спрос вырос в десять раз. В конце ноября была сформирована рабочая группа, которая приступила к разработке клинических рекомендаций по использованию цифровой медицины. Ожидается, что документ будет отправлен в Минздрав в марте 2021 года. Постановление позволит включить ИТ-технологии в стандарты лечения уже в следующем году. При наличии клинических руководств можно оплачивать медицинские услуги онлайн по тарифам ОМС, но для этого требуется согласие Министерства здравоохранения и ФОМС.
Контакт с врачом
На съезде Всероссийского союза пациентов (ВСП) было решено создать рабочую группу, которая будет отвечать за разработку алгоритма будущих клинических рекомендаций по использованию цифровой медицины в России.
Руководитель комитета «Пациентоориентированная телемедицина» при ВСП Ирина Каргальская объясняет, что алгоритмы нужны для того, чтобы облегчить специалистам ориентироваться в телемедицинских формулировках. Это позволит расширить применяемые телемедицинские практики: не только первичные онлайн-консультации и консультации «врач-врач», но также удаленный мониторинг и телереабилитация, что очень важно для хронических больных.
Необходимо, чтобы эти рекомендации были включены в тарифы обязательного медицинского страхования, и чтобы врачу было выделено определенное количество времени в день для проведения дистанционной консультации пациентов.
«Надеемся, к началу марта клинические рекомендации будут представлены в Минздрав», ‒ сказала Ирина Каргальская.
Гендиректор Ассоциации разработчиков и пользователей искусственного интеллекта в медицине «Национальная база медицинских знаний» Борис Зингерман напоминает, что телемедицинские услуги в настоящее время не включены в стандартные клинические рекомендации и стандарты оказания медицинской помощи.
«Поэтому чрезвычайно трудно добиться от территориальных ФОМС их оплаты», ‒ отметил Борис Зингерман.
Дедлайн экспертной группы
Экспертная группа подготовит предложения по интеграции технологий удаленного мониторинга и ведения пациентов во все основные клинические рекомендации в течение 2021 года, большинство из которых, должна быть завершена доработка.
В каких областях будут представлены клинические рекомендации?
«Клинические рекомендации обязательно будут представлены в таких областях, как нефрология и трансплантация», ‒ пояснила Ирина Каргальская.
Задачи алгоритмов
Главный внештатный специалист-трансплантолог Минздрава Сергей Готье, который возглавляет Научно-практический совет ведомства считает, что основная задача состоит в обеспечении коммуникации с врачом с помощью цифровых технологий, которая позволит пристально наблюдать и корректировать лечение вне стационара.
«Все наши пациенты, носители трансплантированных органов, должны иметь возможность постоянно контактировать с лечащим врачом», — подчеркнул он.
Цифровая медицина и телемедицина ‒ общение между врачами уже давно стало повседневной практикой. Сегодня важно прописать алгоритм, при котором пациенту следует проконсультироваться с врачом онлайн, а врач должен вмешаться в ситуацию, пояснил эксперт.
Онлайн-сервис
Во время пандемии коронавируса потребности людей в онлайн-медицинских услугах увеличились. По данным платежного сервиса CloudPayments, с марта по ноябрь спрос на эти услуги увеличился в десять раз. Эксперты отмечают, что наиболее популярными онлайн-услугами стали запись на срочную сдачу теста на COVID-19, вызовы на дом и онлайн-консультации специалистов.
В исследовании обрабатывались данные о транзакциях из 150 клиник, медицинских центров и служб телемедицины. По словам аналитиков, в этом году первый всплеск роста спроса на онлайн-медицинские услуги пришелся на первую волну коронавируса в апреле-мае. В апреле количество онлайн-транзакций в этой товарной категории увеличилось на 149% по сравнению с мартом, а в мае спрос увеличился на 22%. Еще один значительный рост интереса к онлайн-услугам здравоохранения произошел осенью 2020 года. По сравнению с августом количество трансакций в сентябре увеличилось на 261%.
Увеличение количества обращений за платными медицинскими услугами в режиме онлайн аналитики связывают с перегрузкой системы обязательного медицинского страхования, высоким риском заражения коронавирусом во время очных посещений больниц и поликлиник, а также необходимостью соблюдать самоизоляцию определенных категорий граждан. В то же время, стоимость среднего чека упала более чем в четыре раза за весь период с марта по ноябрь из-за снижения доходов населения в результате пандемии, говорится в исследовании.
Доступность услуг
Телемедицина должна:
- Удешевить некоторые медицинские услуги;
- Сократить географические расстояния;
- Снизить число очных визитов к врачам и количество зараженных пациентов.
«Сегодня избыточная смертность, которая проявляется в некоторых нозологиях, связана в том числе с тем, что пациенты боялись идти в медучреждения, а к кому-то не успевала приехать «скорая», — сказала Ирина Каргальская.
Сопредседатель ВСП Ян Власов считает, что телемедицина ‒ это не общение по Skype, а система взаимоотношений между пациентом и врачом, медицинским учреждением и страховой компанией, врачом и страховой компанией, врачом и пациентом.
«Сейчас в России существует несколько моделей телемедицины, предлагаемых общественными организациями, страховыми компаниями и корпоративными структурами. Некоторые страховые компании включают телемедицину в свои пакеты ДМС», ‒ объяснил Ян Власов.
Комментарии от редакции
Идея клинических рекомендации в формате онлайн, предложенная рабочей группой, позволит сократить смертность в стране. Будем следить за новостями и посмотрим, получат ли согласие Министерства здравоохранения и ФОМС.
Новостистрахования.рф ©
Источники: iz.ru