InsNews
Новости рынка

Реформа ОМС: пациентам станет лучше или хуже?

Нужна ли россиянам реформа ОМС и станет ли лучше?

Весь мир давным-давно пришёл к пониманию, что качественная медицинская помощь не может быть бесплатной. Лечение стоит огромных денег: редко кто располагает ими на случай экстренной ситуации. Обязательное медицинское страхование призвано решить эту проблему. Средства на лечение аккумулируются на государственном уровне: их можно использовать не только для решения текущих задач, но и для развития отрасли.

Редкий российский политик или чиновник высокого уровня обходит вниманием ОМС. Обязательное медстрахование нередко подвергают критике участники рынка. Необходимость реформ не вызывает сомнений ни у потребителей услуги, ни у её провайдеров. И вот об изменениях вновь заговорили на высоком уровне, а в Закон «Об ОМС» готовят поправки. Чего ждать от инициативы и как это скажется на обслуживании?

Поправки: косметические изменения или реальные реформы?

Е.Чернякова, возглавляющая ФОМС, сообщила о ряде инициатив, которые существенно затрагивают сферу оказания медпомощи по полису ОМС. Вот лишь ключевые поправки:

  1. Заявительный порядок включения медицинских организаций в систему. В настоящий момент действует более лояльный уведомительный принцип.
  2. Финансовое обеспечение федеральных медцентров из федерального ФОМС. Предполагается, что такой подход позволит сконцентрировать ресурсы вокруг передовых учреждений, где проводятся сложные операции и самая современная диагностика.
  3. Уменьшение уровня присутствия страховщиков. Контрольные функции передадут подразделениям ФОМС, которые займутся урегулированием спорных ситуаций и аудитом.
  4. Радикальное снижение бюджета страховых медицинских организаций. Если сейчас ставки составляют 1-2%, то предполагается уменьшить их до 0,5-1%.
  5. Отказ от перекрёстных счетов подразделений ФОМС при оказании помощи в другом регионе. Потребители услуги новшества не заметят, зато в самом Фонде станет меньше бумаготворчества.

Итак, под маской изменений скрываются коренные реформы, которые в первую очередь затронут страховщиков и медиков. Организациям станет сложнее получить доступ к системе, а ресурсов на оказание помощи станет меньше. Страховщики не смогут вмешиваться в процесс распределения ресурсов и в аудит оказанных услуг.

реформа ОМС

Выиграет ли потребитель?

Как Е.Чернякова, так и её коллеги ничего не сказали о том, станет ли лучше пациентам от планируемых новшеств. Коронакризис продемонстрировал уязвимость отечественной системы здравоохранения. В ряде регионов с трудом удаётся справиться с распространением и лечением инфекции. Однако другие болезни никто не отменял, а перенос плановых операций не является лечением. Очевидно, что нужен и количественный рост, и качественное развитие системы.

По утверждению ряда представителей отрасли, планируемые изменения негативно отразятся в первую очередь на получателях услуги. Выбор учреждений уменьшится, а направлять за оказанием помощи будут в конкретные организации. И если пациент не согласен с направлением, ему придётся оплатить лечение самостоятельно.

Из-за радикального сокращения бюджета СМО многим субъектам придётся оставить отрасль. Это в первую очередь касается частных организаций, которые не дотируются из бюджета. Сокращение конкуренции – это всегда снижение качества, а также потенциальный дефицит услуг.

Важно! В 2019 г. бюджет ФОМС был исполнен на 99,8% на общую сумму 2186,737 млрд.рублей. Расходы в 2020 г. значительно возрастут, что связано с пандемией COVID-19 и её последствиями.

Нужно ли реформировать сферу ОМС?

Общественное внимание однозначно демонстрирует, что существующая система не устраивает пациентов. Однако изменения, предлагаемые Фондом, подвергли критике и представители негосударственных организаций. Ю.Жулев, представитель Всероссийского союза пациентов, обеспокоен демонтажем сложившейся системы защиты потребителей услуг. Вопросы у него вызвало и предполагаемое сокращение финансовых лимитов на оказание помощи.

Анализ проблемы показывает, что нужно не концентрировать в руках ФОМС дополнительные рычаги управления, а создавать систему сдержек и противовесов. Таковым механизмом можно было бы считать деятельность страховщиков за качеством оказываемой помощи и расходуемых средств. Однако, как видно из планов Е.Черняковой, эта практика готовится уйти в прошлое.

На что надеяться пациентам?

Система ОМС, доставшаяся России в наследство от СССР, серьёзно устарела. Нет никаких сомнений, что государство и общество нуждается в другом механизме сбора и расходования средств на лечение. Однако деятелям ФОМС стоило бы вспомнить первую заповедь врача – «Не навреди», прежде чем планировать реформы.

Быть может, поправки следовало бы разработать не только государственным органам, но и всем участникам отношений: общественным организациям, страховщикам, экспертам. Ведь если нынешняя система будет сломана, а новая – покажет неэффективность, на что надеяться пациенту?

 

Новостистрахования.рф ©

 

Источники: takiedela.ru, pnp.rumedvestnik.rutakiedela.ru

 

Интересно почитать

Автополисы Беларуси и России на всей территории СГ

News

Страхование бизнеса: важные вопросы

News

ООН обращается к страховому сектору

News

Lemonade уже не тот ‒ разоблачение

News

Принц Чарльз сотрудничает с глобальной страховой отраслью

News

Оценка ущерба от урагана Эльза

News

Давление США на проект «Северный поток-2»

News

Размер выплат по страховкам от COVID-19 увеличился в 2021 году

News

Microsoft подает патент на запись и оценку встреч на языке тела

News

Крупнейшие страховые компании мира в 2021 году

News

Система пенсионного накопления ‒ реформа в 2021 году

News

ЦБ отозвал лицензию на страхование у «ВСК-Милосердия»

News

AFG публикует рекордные доходы от P&C в 3 квартале

News

Изменение климата может сократить мировой ВВП на 18% к 2050 году

News

Полис обязательного медицинского страхования (ОМС). Что нужно знать о наших правах по нему?

News

Forbes: страховщиков нет среди лучших работодателей России

News

Что ждет рынок онлайн страхования

News

Россия намекает на блокчейн

News

Оставить комментарий