Нужна ли россиянам реформа ОМС и станет ли лучше?
Весь мир давным-давно пришёл к пониманию, что качественная медицинская помощь не может быть бесплатной. Лечение стоит огромных денег: редко кто располагает ими на случай экстренной ситуации. Обязательное медицинское страхование призвано решить эту проблему. Средства на лечение аккумулируются на государственном уровне: их можно использовать не только для решения текущих задач, но и для развития отрасли.
Редкий российский политик или чиновник высокого уровня обходит вниманием ОМС. Обязательное медстрахование нередко подвергают критике участники рынка. Необходимость реформ не вызывает сомнений ни у потребителей услуги, ни у её провайдеров. И вот об изменениях вновь заговорили на высоком уровне, а в Закон «Об ОМС» готовят поправки. Чего ждать от инициативы и как это скажется на обслуживании?
Поправки: косметические изменения или реальные реформы?
Е.Чернякова, возглавляющая ФОМС, сообщила о ряде инициатив, которые существенно затрагивают сферу оказания медпомощи по полису ОМС. Вот лишь ключевые поправки:
- Заявительный порядок включения медицинских организаций в систему. В настоящий момент действует более лояльный уведомительный принцип.
- Финансовое обеспечение федеральных медцентров из федерального ФОМС. Предполагается, что такой подход позволит сконцентрировать ресурсы вокруг передовых учреждений, где проводятся сложные операции и самая современная диагностика.
- Уменьшение уровня присутствия страховщиков. Контрольные функции передадут подразделениям ФОМС, которые займутся урегулированием спорных ситуаций и аудитом.
- Радикальное снижение бюджета страховых медицинских организаций. Если сейчас ставки составляют 1-2%, то предполагается уменьшить их до 0,5-1%.
- Отказ от перекрёстных счетов подразделений ФОМС при оказании помощи в другом регионе. Потребители услуги новшества не заметят, зато в самом Фонде станет меньше бумаготворчества.
Итак, под маской изменений скрываются коренные реформы, которые в первую очередь затронут страховщиков и медиков. Организациям станет сложнее получить доступ к системе, а ресурсов на оказание помощи станет меньше. Страховщики не смогут вмешиваться в процесс распределения ресурсов и в аудит оказанных услуг.
Выиграет ли потребитель?
Как Е.Чернякова, так и её коллеги ничего не сказали о том, станет ли лучше пациентам от планируемых новшеств. Коронакризис продемонстрировал уязвимость отечественной системы здравоохранения. В ряде регионов с трудом удаётся справиться с распространением и лечением инфекции. Однако другие болезни никто не отменял, а перенос плановых операций не является лечением. Очевидно, что нужен и количественный рост, и качественное развитие системы.
По утверждению ряда представителей отрасли, планируемые изменения негативно отразятся в первую очередь на получателях услуги. Выбор учреждений уменьшится, а направлять за оказанием помощи будут в конкретные организации. И если пациент не согласен с направлением, ему придётся оплатить лечение самостоятельно.
Из-за радикального сокращения бюджета СМО многим субъектам придётся оставить отрасль. Это в первую очередь касается частных организаций, которые не дотируются из бюджета. Сокращение конкуренции – это всегда снижение качества, а также потенциальный дефицит услуг.
Важно! В 2019 г. бюджет ФОМС был исполнен на 99,8% на общую сумму 2186,737 млрд.рублей. Расходы в 2020 г. значительно возрастут, что связано с пандемией COVID-19 и её последствиями.
Нужно ли реформировать сферу ОМС?
Общественное внимание однозначно демонстрирует, что существующая система не устраивает пациентов. Однако изменения, предлагаемые Фондом, подвергли критике и представители негосударственных организаций. Ю.Жулев, представитель Всероссийского союза пациентов, обеспокоен демонтажем сложившейся системы защиты потребителей услуг. Вопросы у него вызвало и предполагаемое сокращение финансовых лимитов на оказание помощи.
Анализ проблемы показывает, что нужно не концентрировать в руках ФОМС дополнительные рычаги управления, а создавать систему сдержек и противовесов. Таковым механизмом можно было бы считать деятельность страховщиков за качеством оказываемой помощи и расходуемых средств. Однако, как видно из планов Е.Черняковой, эта практика готовится уйти в прошлое.
На что надеяться пациентам?
Система ОМС, доставшаяся России в наследство от СССР, серьёзно устарела. Нет никаких сомнений, что государство и общество нуждается в другом механизме сбора и расходования средств на лечение. Однако деятелям ФОМС стоило бы вспомнить первую заповедь врача – «Не навреди», прежде чем планировать реформы.
Быть может, поправки следовало бы разработать не только государственным органам, но и всем участникам отношений: общественным организациям, страховщикам, экспертам. Ведь если нынешняя система будет сломана, а новая – покажет неэффективность, на что надеяться пациенту?
Новостистрахования.рф ©
Источники: takiedela.ru, pnp.ru, medvestnik.ru, takiedela.ru