InsNews
Новости рынка

Реформа ОМС: пациентам станет лучше или хуже?

Нужна ли россиянам реформа ОМС и станет ли лучше?

Весь мир давным-давно пришёл к пониманию, что качественная медицинская помощь не может быть бесплатной. Лечение стоит огромных денег: редко кто располагает ими на случай экстренной ситуации. Обязательное медицинское страхование призвано решить эту проблему. Средства на лечение аккумулируются на государственном уровне: их можно использовать не только для решения текущих задач, но и для развития отрасли.

Редкий российский политик или чиновник высокого уровня обходит вниманием ОМС. Обязательное медстрахование нередко подвергают критике участники рынка. Необходимость реформ не вызывает сомнений ни у потребителей услуги, ни у её провайдеров. И вот об изменениях вновь заговорили на высоком уровне, а в Закон «Об ОМС» готовят поправки. Чего ждать от инициативы и как это скажется на обслуживании?

Поправки: косметические изменения или реальные реформы?

Е.Чернякова, возглавляющая ФОМС, сообщила о ряде инициатив, которые существенно затрагивают сферу оказания медпомощи по полису ОМС. Вот лишь ключевые поправки:

  1. Заявительный порядок включения медицинских организаций в систему. В настоящий момент действует более лояльный уведомительный принцип.
  2. Финансовое обеспечение федеральных медцентров из федерального ФОМС. Предполагается, что такой подход позволит сконцентрировать ресурсы вокруг передовых учреждений, где проводятся сложные операции и самая современная диагностика.
  3. Уменьшение уровня присутствия страховщиков. Контрольные функции передадут подразделениям ФОМС, которые займутся урегулированием спорных ситуаций и аудитом.
  4. Радикальное снижение бюджета страховых медицинских организаций. Если сейчас ставки составляют 1-2%, то предполагается уменьшить их до 0,5-1%.
  5. Отказ от перекрёстных счетов подразделений ФОМС при оказании помощи в другом регионе. Потребители услуги новшества не заметят, зато в самом Фонде станет меньше бумаготворчества.

Итак, под маской изменений скрываются коренные реформы, которые в первую очередь затронут страховщиков и медиков. Организациям станет сложнее получить доступ к системе, а ресурсов на оказание помощи станет меньше. Страховщики не смогут вмешиваться в процесс распределения ресурсов и в аудит оказанных услуг.

реформа ОМС

Выиграет ли потребитель?

Как Е.Чернякова, так и её коллеги ничего не сказали о том, станет ли лучше пациентам от планируемых новшеств. Коронакризис продемонстрировал уязвимость отечественной системы здравоохранения. В ряде регионов с трудом удаётся справиться с распространением и лечением инфекции. Однако другие болезни никто не отменял, а перенос плановых операций не является лечением. Очевидно, что нужен и количественный рост, и качественное развитие системы.

По утверждению ряда представителей отрасли, планируемые изменения негативно отразятся в первую очередь на получателях услуги. Выбор учреждений уменьшится, а направлять за оказанием помощи будут в конкретные организации. И если пациент не согласен с направлением, ему придётся оплатить лечение самостоятельно.

Из-за радикального сокращения бюджета СМО многим субъектам придётся оставить отрасль. Это в первую очередь касается частных организаций, которые не дотируются из бюджета. Сокращение конкуренции – это всегда снижение качества, а также потенциальный дефицит услуг.

Важно! В 2019 г. бюджет ФОМС был исполнен на 99,8% на общую сумму 2186,737 млрд.рублей. Расходы в 2020 г. значительно возрастут, что связано с пандемией COVID-19 и её последствиями.

Нужно ли реформировать сферу ОМС?

Общественное внимание однозначно демонстрирует, что существующая система не устраивает пациентов. Однако изменения, предлагаемые Фондом, подвергли критике и представители негосударственных организаций. Ю.Жулев, представитель Всероссийского союза пациентов, обеспокоен демонтажем сложившейся системы защиты потребителей услуг. Вопросы у него вызвало и предполагаемое сокращение финансовых лимитов на оказание помощи.

Анализ проблемы показывает, что нужно не концентрировать в руках ФОМС дополнительные рычаги управления, а создавать систему сдержек и противовесов. Таковым механизмом можно было бы считать деятельность страховщиков за качеством оказываемой помощи и расходуемых средств. Однако, как видно из планов Е.Черняковой, эта практика готовится уйти в прошлое.

На что надеяться пациентам?

Система ОМС, доставшаяся России в наследство от СССР, серьёзно устарела. Нет никаких сомнений, что государство и общество нуждается в другом механизме сбора и расходования средств на лечение. Однако деятелям ФОМС стоило бы вспомнить первую заповедь врача – «Не навреди», прежде чем планировать реформы.

Быть может, поправки следовало бы разработать не только государственным органам, но и всем участникам отношений: общественным организациям, страховщикам, экспертам. Ведь если нынешняя система будет сломана, а новая – покажет неэффективность, на что надеяться пациенту?

 

Новостистрахования.рф ©

 

Источники: takiedela.ru, pnp.rumedvestnik.rutakiedela.ru

 

Интересно почитать

Ураган «Иэн» в сентябре снизил индекс фондов ILS на -5,54%

Sergey

Заинтересованность инвесторов в insurtech

News

Рекордное количество ASIC-майнеров

News

Страховые агентства и Twitter

News

Как выбрать медицинский полис иностранным гражданам?

News

Байден не заблокирует «Северный поток — 2»

News

ACORD запускает бухгалтерскую платформу

Strahovka

Центральный банк ‒ гарант жизни страхователей

News

Израильский стартап: финансовый рост

News

Цифровой рубль – о важном

News

Swiss Re ожидает, что претензии от урагана «Йен» принесут убытки в третьем квартале

Sergey

Россияне получили больше страхового возмещения

News

Звездный час настал ‒ Hyundai

News

Онлайн финуслуги в России: статистика и комментарии

News

Судоходные страховщики намерены повысить ставки

News

SCOR: спутниковое страхование пастбищ Бразилии

News

Lemonade уже не тот ‒ разоблачение

News

«Гелиос» в Перми выплатил 6,5 миллионов рублей за ремонт SCANIA

Sergey

Оставить комментарий