InsNews
Новости рынка

Страхование космических рисков в России

Космическое страхование — как это работает?

Ракетно-космическая техника имеет свои особенности, которые делают эту область особым сектором в страховании. Что же это за особенности?

Для начала стоит напомнить, что стоимость полезной нагрузки, ракеты – носителя, стартовых сооружений и планирование миссии составляет миллиарды рублей. К примеру потеря спутников ГЛОНАСС во время аварии ракеты – носителя Протон-М в 2011 году обошлась в 2,5 млрд. рублей.

Для чего нужно космическое страхование?

Подобные аварии не только приводят к безвозвратной потере всех космических аппаратов, но и несут очень большую опасность для людей и целых населённых пунктов. В 2013 году во время аварии и потери управления ракета – носитель Протон-М упала на землю всего в нескольких километрах от стартовых сооружений, а в 2007 году такое неприятное приземление случилось всего в 40 километрах от казахского города Жезказган. Из-за высокой токсичности компонент топлива ракеты и близости к населённому пункту человеческих жертв удалось избежать чудом. Роскосмос при этом нёс не только убытки за потерю ракеты – носителя и космических аппаратов, но и за устранение последствий серьёзного экологического загрязнения на территории Казахстана.

Страхование космических рисков в России
Источник: nat-geo.ru

Страхование космических рисков сильно завязано на особенности производства и эксплуатации ракетно – космической техники, подробнее о космическом страховании можно прочитать здесь.

Что это означает? В первую очередь, это означает, что систем аварийного спасения для непилотируемых миссий не существует, следовательно, при аварии ракеты – носителя или при выведении полезной нагрузки на некорректную орбиту гарантируется полная и безвозвратная потеря космических аппаратов и их функционала, это же касается ошибок при сборке или проектировании самих спутников. В целом о космической технике можно сказать, что она не ремонтопригодна и есть только один шанс, за редким исключением, чтобы вывести космический аппарат на штатную орбиту и запустить его работу, кстати, о некоторых других космических опасностях и страховании почитайте тут.

Так же на страхование космических объектов влияют особенности производства ракетно – космической техники. Производителей этой техники не много, это значит, что сбой в работе одного из подрядчиков неизбежно ведёт к срывам сроков подготовки старта. Также стоит отметить, что производство изделий ракетно – космической техники до сих пор не является серийным, а зачастую является штучным, к примеру, пилотируемые пуски до сих пор считаются испытательными, всё это вызывает трудности в оценке рисков.

Важно подчеркнуть, что тот или иной космический проект является венчурным со значительной капиталоёмкостью и высокой степенью инвестиционного риска.

Какова же ситуация со страхованием космических рисков в России?

У нас на этот счёт есть ряд проблем. Один из основных недостатков – это отсутствие целевых средств на страхование космических рисков у государственных предприятий ракетно – космической отрасли. Также в нашей стране несовершенна нормативно – правовая база страхования, а со стороны зарубежных заказчиков есть вопросы к оценке надёжности наших средств выведения.

С другой стороны, в России виден стабильный рост страхования космических проектов. Чтобы более подробно, поэтапно описать процесс страхования космических рисков в России, немного напомним о том, что же такое страхование.

Если рассматривать систему страхования с точки зрения методологии, то страхованием можно назвать систему мероприятий по созданию денежного фонда за счет взносов его участников, из средств которого возмещается ущерб, который причинен неблагоприятными событиями, такими как: стихийное бедствие или какой-либо произошедший несчастный случай. Также в случае наступления неблагоприятного события выплачиваются иные денежные суммы. Важно знать отличия страхования от резервирования, так как страхование перераспределяется между участниками (непосредственно между страховщиком и страхователем), а в резервировании снижение степени неблагоприятного события достигается за счет создания резервов, на которые требуются необходимые дополнительные затраты денежных средств.

Возвращаясь к страхованию космических рисков в России, сам процесс можно разделить на несколько этапов:

  • Выбор координатора пула страховщиков;
  • Выбор международного брокера, который необходим для консультирования;
  • Предстартовая экспертиза космического проекта международным брокером и отечественной страховой компанией;
  • Разработка программы страхования рисков космических проектов;
  • Организация пула страховщиков для сострахования и перестрахования рисков космического проекта;
  • Разработка, согласование и заключение договора между исполнителем космического проекта, страховой компанией, международным брокером, состраховщиками и перестраховщиками;
  • Размещение международным брокером договора перестрахования рисков космического проекта на международном страховом рынке;
  • Сопровождение международным брокером и головной отечественной страховой компанией выполнения договоров страхования;
  • При этом на разных этапах подготовки космического проекта оценка рисков и соответствующих страховых выплат сильно разнятся.

К примеру риск повреждения космического аппарата на этапе хранения или подготовке к пуску оценивается в 1 – 3 % от стартовой суммы. Это значение страхового тарифа увеличивается при оценке риска повреждения полезной нагрузки после выведения на орбиту – 12 – 20 %. А оценивая риск полной гибели космического аппарата страховой тариф находится в интервале 9 – 25 %. В свою очередь на этапе начала работы космического аппарата риск частичного отказа аппаратуры или полная потеря функционала оценивается уже в 3 – 10 % от стартовой суммы.

При оценке рисков на этапе выведения и работы ракеты – носителя размер страховых тарифов находится в диапазоне 12 – 20 %.

После краткого анализа, можно тезисно обозначить направления развития страхования космических рисков в России:

  • Необходимо повысить степень государственного регулирования и организации аппарата управления системой страхования;
  • Установление равноправных отношений с иностранными страховыми организациями;
  • Формирование долгосрочных взаимовыгодных отношений между страхователями и страховщиками, укрепление партнерских связей и организация взаимообмена опытом между страховыми компаниями;
  • Поощрять повышение страховой активности у потенциальных страхователей;

Для того чтобы обеспечить выполнение указанных задач, необходимо составить комплекс организационно-технических мероприятий, который включает в себя:

  • Формирование общества взаимного страхования (в обеспечение обязательного страхования рисков);
  • Страхового пула (в обеспечение добровольного страхования рисков);
  • Страхового аналитического центра (информационное и методическое сопровождение системы);

Очевидно, что наиболее перспективным методом страхования рисков космических проектов при осуществлении космической деятельности (риск гибели участников и работников космической деятельности, риск ответственности по обязательствам, которые могут возникнуть вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц) является страхование в рамках общества взаимного страхования, которое объединяет федеральные органы исполнительной власти в области космической деятельности.

Заключение

Кратко проанализировав систему страхования рисков космических проектов в России, можно сделать вывод о том, что необходимо совершенствовать систему страхования в России на всех этапах её реализации. Отечественная система страхования космических рисков в условиях рыночной экономики обусловлена, прежде всего, отсутствием реальных механизмов финансовой поддержки предприятий ракетно-космической промышленности в кризисных ситуациях. Поэтому необходимо расширять объём их поддержки в кризисы и поощрять развитие сферы страхования космических миссий.

 

Новостистрахования.рф ©

Источники: calmins.com, habr.com, cyberleninka.ru

Интересно почитать

Munich Re прогнозирует рост сектора перестрахования на 2-3% к 2024 году

Sergey

При меньшем количестве перестраховок для перестраховщиков цены для перевозчиков Флориды снова вырастут

Sergey

Реформы во Флориде могут уменьшить опасения ILS по поводу длительного пребывания в ловушке: AM Best

Sergey

Протесты в Колумбии повлияют на отрасль перестрахования

News

Страховы компании видят рост премий на 8%

News

Потратит ли ураган Иан фонд катастрофических облигаций Флориды, вынуждая больше перестраховываться?

Sergey

Российские банки предупреждают, что цифровой рубль небезопасен

News

Катастрофы «угрожают жизнеспособности» страхования жилья: Тейлор Фрай

Sergey

Сбер запускает собственный стейблкоин

News

Страховая компания борется за экологию

News

Как цифровизация повлияет на страховую сферу?

News

Перестраховщики ожидают «быстрого» роста цен в 2023 году: Moody’s

Sergey

Госдума пояснила ситуацию с отменой техосмотра

News

Технологии в страховании – must!

News

Единый стандарт к аккредитации страховых компаний поддерживает Югория

News

Пандемическая ипотека жилья: прогнозы и вызовы

News

Chubb։ новый страховой бренд

News

Самый опасный вид транспорта по мнению страховых компаний

News

2 комментария

Raketa 26.04.2021 at 7:20 пп

Спасибо большое за статью! О многих вещах и не задумываешься, насколько дорогими и трагическими могут быть последствия неграмотной эксплуатации или ошибок в космической индустрии . Некоторые вещи и деньгами — то не вполне измеряются, но тем не менее это большая сфера для страхования.

Reply
News 11.05.2021 at 4:52 пп

Спасибо за отзыв! Если вас интересуют какие либо темы по страхованию – пишите, мы их осветим!

Reply

Добавить комментарий для Raketa Cancel Reply