InsNews
Новости рынка

Страховые компании борются за камеры столицы

Страховщики вместе с Центральным банком ведут переговоры с департаментом информационных технологий (ДИТ), чтобы получить прямой доступ к видеоматериалам, сокращающим срок урегулирования убытков.

Цель проекта – предоставить страховщикам прямой доступ к камерам Москвы, что поможет бороться с мошенничеством и сократить время, необходимое для рассмотрения убытков. В рамках переговоров затрагиваются темы, касающиеся доступа к Центру организации дорожного движения (ЦОД), Департаменту информационных технологий (ДИТ), а также в перспективе доступа к программно-аппаратному комплексу «Безопасный город» (AПК), чьи камеры постепенно запускаются по всей стране.

*Заинтересованность в прямом доступе к системе видеонаблюдения показали такие страховые компании как «АльфаСтрахование», «Росгосстрах», «Ренессанс страхование» и «Ингосстрах».

Нынешний процесс получения записи с камер под управлением ДИТ:

Раньше в тестовом режиме страховые компании имели доступ к камерам с 2013 года, а в 2016 году пришло понимание, что нужно оптимизировать затраты на это. В связи с этим были запущены пилотные государственно-частные партнерства, в рамках которых можно было бы компенсировать затраты на систему, включая эксперимент с несколькими страховыми и логистическими компаниями, но вскоре весь этот процесс заморозился.

Информационная безопасность

Руководитель направления аналитики InfoWatch Андрей Арсентьев считает, что свободный доступ к информационной системе повышает риск утечек.

Создание оператора данных с камер позволит организовать доступ к видеоматериалам. Директор по развитию бизнеса Softline в нацпроекте «Цифровая экономика» Сергей Сошников рассуждает следующим образом:

Он объясняет, что непосредственный доступ страховщиков к камерам несет в себе высокий риск нарушения работ ЦОДД и ДИТ, а также огромную нагрузку на инфраструктуру.

Генеральный конструктор АПК Оксана Якимюк отмечает, что данные систем мониторинга АПК «Безопасный город» должны гарантировать безопасность граждан и быть эффективным инструментом для государственных служб. Без создания законодательной основы для использования этих данных, даже государственным органам не должно быть позволено пытаться монетизировать их и передавать коммерческим организациям.

Зачем камеры страховщикам

Все регионы России оснащены дорожными камерами, фиксирующими ДТП, а полученные данные хранятся в информационных службах. Власти некоторых регионов предоставили страховым компаниям доступ к системе, что упростило урегулирование убытков по дорожно-транспортными происшествиями, но не все регионы делятся видеоматериалами.

Запущенный год назад пилотный проект «АльфаСтрахования» при поддержке Банка России и правительства Татарстана, позволил посредством прямого доступа к камерам сократить урегулирование даже сложных ДТП до 5 дней, хотя в прошлом на это требовалось более двух недель. Страховая компания имеет прямой доступ к 2800 камерам на дорогах Казани посредством регионального портала пространственных данных. Видеоматериалы позволяют:

  • определить точное место аварии;
  • изучить обстоятельства происшествия;
  • оценить размер ущерба;

Например: при помощи камер можно поймать недобропорядочного водителя во время ДТП, который до приезда сотрудников ГИБДД оформил полис ОСАГО.

*В настоящее время в столичной системе видеонаблюдения установлено более 200 тысяч видеокамер, а в бюджете Москвы на 2021 год выделено 9,1 миллиарда рублей на их эксплуатацию и модернизацию.

Недействующий закон

Всероссийский союз страховщиков собирается  действовать аналогичным образом, но чтобы страховые компании имели системный доступ к камерам всех субъектов РФ. Они отмечают, что нынешний доступ к камерам недостаточен для страховщиков.

Вице-президент союза Сергей Ефремов отмечает, что к системам потоковых камер их не допускают, но в таких городах как Санкт-Петербург, Екатеринбург организация получила разрешение на реализацию проекта, но техническая часть еще в процессе. Он также добавляет, что видеозаписи камер не являются персональными данными, а наоборот, это необходимо для урегулирования убытков. Ефремов считает, что без видеоматериалов вырестит уровень мошенничества, а страховые компании при этом будут платить больше и повысится тариф.

На данный момент в каждом регионе есть камеры, но поскольку информационные отделы регионов несут ответственность за информацию о видеозаписях, в доступе отказывают не администрация, а МВД или МЧС, к которым чиновники в некоторых регионах обращаются за разрешением.

Заместитель исполнительного директора РСА отмечает, что МВД и МЧС выступают против получения подтверждения ДТП, поэтому работать наиболее эффективно получается с администрацией региона.

База данных недобропорядочных водителей

Страховщики, несмотря на запреты Министерства внутренних дел на доступ к камерам в регионах, смогли согласовать данные с ведомством о постоянных нарушителях, что предусмотрено поправками в закон об ОСАГО, вступившие в силу в августе 2020 года.

Страховая компания получает информацию от Министерства внутренних дел на основе запроса, в котором государственный орган раскрывает информацию о лице, которое из-за нарушений попадает под повышенный коэффициент или нет.

Компания ВСК подтвердила отсутствие доступа к базе правонарушений. В компании также напомнили, что помимо технической стороны доступа также необходимо внести изменения в постановление правительства, регулирующее порядок взаимодействия информации между РСА и ГИБДД.

*Компания работает с камерами в Санкт-Петербурге, Омской, Амурской, Ярославской, Московской, Ульяновской области, Республике Татарстан и в Алтайском крае.

«Страховщик получил право использовать эту информацию для оценки водителя и применения коэффициентов нарушения правил дорожного движения», ‒ уточняет заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.

Комментарий от редакции

Несмотря на то, что страховые компании готовы платить за доступ к системе, обслуживание которой обходится городу примерно в 9 миллиардов рублей в год, власти не соглашаются и не предоставляют полностью видеоматериалы компаниями ввиду настороженности по поводу информационной безопасности граждан страны, хотя не затрагиваются персональные данные. Прямой доступ к камерам имеет как риски, так и положительные стороны. К вызовам данного проекта можно отнести отсуствие прозрачности системы и определенного оператора, который бы предоставлял информацию, что может привести к большой нагрузке инфраструктуры. К плюсам можно отнести то, что это позволит точно определить место аварии, изучить обстоятельства происшествия, оценить размер ущерба, сократить мошенничество и выплаты страховых компаний. Будем следить за новостями и посмотрим, реализуется ли этот проект.

 

Новостистрахования.рф ©

 

Источники: kommersant.ru, forbes.ru, autonews.ru, iz.ru

Интересно почитать

Онлайн-консультация с врачом. Сон ли это?

News

Благоприятная осень для авторынка

News

Расширение крупнейшей европейской страховой компании Allianz

News

Страховая компания использует технологию блокчейн

News

Авиаперелет и страхование

News

Рынок страхования: индекс цифрового застрахованного

News

Страховая компания борется за экологию

News

Российские компании и блокчейн

News

Онкострахование – реальная защита семьи

News

За 20 лет страховщики заработали $466 млрд

News

Технологии в страховании – must!

News

Запуск цифрового рубля наперекор криптовалюте

News

Пандемия не помеха ‒ автокредит будет жить

News

Образ жизни и персонализация страховой отрасли

News

Будущее – за телемедициной?

News

Зачем нам экологическое страхование?

News

IBA Group помогает страховым компаниям бороться с мошенничеством

News

Потенциал страхового рынка: топ 10 стран

News

Оставить комментарий