InsNews
Новости рынка

Страховые компании борются за камеры столицы

Страховщики вместе с Центральным банком ведут переговоры с департаментом информационных технологий (ДИТ), чтобы получить прямой доступ к видеоматериалам, сокращающим срок урегулирования убытков.

Цель проекта — предоставить страховщикам прямой доступ к камерам Москвы, что поможет бороться с мошенничеством и сократить время, необходимое для рассмотрения убытков. В рамках переговоров затрагиваются темы, касающиеся доступа к Центру организации дорожного движения (ЦОД), Департаменту информационных технологий (ДИТ), а также в перспективе доступа к программно-аппаратному комплексу «Безопасный город» (AПК), чьи камеры постепенно запускаются по всей стране.

*Заинтересованность в прямом доступе к системе видеонаблюдения показали такие страховые компании как «АльфаСтрахование», «Росгосстрах», «Ренессанс страхование» и «Ингосстрах».

Нынешний процесс получения записи с камер под управлением ДИТ:

Раньше в тестовом режиме страховые компании имели доступ к камерам с 2013 года, а в 2016 году пришло понимание, что нужно оптимизировать затраты на это. В связи с этим были запущены пилотные государственно-частные партнерства, в рамках которых можно было бы компенсировать затраты на систему, включая эксперимент с несколькими страховыми и логистическими компаниями, но вскоре весь этот процесс заморозился.

Информационная безопасность

Руководитель направления аналитики InfoWatch Андрей Арсентьев считает, что свободный доступ к информационной системе повышает риск утечек.

Создание оператора данных с камер позволит организовать доступ к видеоматериалам. Директор по развитию бизнеса Softline в нацпроекте «Цифровая экономика» Сергей Сошников рассуждает следующим образом:

Он объясняет, что непосредственный доступ страховщиков к камерам несет в себе высокий риск нарушения работ ЦОДД и ДИТ, а также огромную нагрузку на инфраструктуру.

Генеральный конструктор АПК Оксана Якимюк отмечает, что данные систем мониторинга АПК «Безопасный город» должны гарантировать безопасность граждан и быть эффективным инструментом для государственных служб. Без создания законодательной основы для использования этих данных, даже государственным органам не должно быть позволено пытаться монетизировать их и передавать коммерческим организациям.

Зачем камеры страховщикам

Все регионы России оснащены дорожными камерами, фиксирующими ДТП, а полученные данные хранятся в информационных службах. Власти некоторых регионов предоставили страховым компаниям доступ к системе, что упростило урегулирование убытков по дорожно-транспортными происшествиями, но не все регионы делятся видеоматериалами.

Запущенный год назад пилотный проект «АльфаСтрахования» при поддержке Банка России и правительства Татарстана, позволил посредством прямого доступа к камерам сократить урегулирование даже сложных ДТП до 5 дней, хотя в прошлом на это требовалось более двух недель. Страховая компания имеет прямой доступ к 2800 камерам на дорогах Казани посредством регионального портала пространственных данных. Видеоматериалы позволяют:

  • определить точное место аварии;
  • изучить обстоятельства происшествия;
  • оценить размер ущерба;

Например: при помощи камер можно поймать недобропорядочного водителя во время ДТП, который до приезда сотрудников ГИБДД оформил полис ОСАГО.

*В настоящее время в столичной системе видеонаблюдения установлено более 200 тысяч видеокамер, а в бюджете Москвы на 2021 год выделено 9,1 миллиарда рублей на их эксплуатацию и модернизацию.

Недействующий закон

Всероссийский союз страховщиков собирается  действовать аналогичным образом, но чтобы страховые компании имели системный доступ к камерам всех субъектов РФ. Они отмечают, что нынешний доступ к камерам недостаточен для страховщиков.

Вице-президент союза Сергей Ефремов отмечает, что к системам потоковых камер их не допускают, но в таких городах как Санкт-Петербург, Екатеринбург организация получила разрешение на реализацию проекта, но техническая часть еще в процессе. Он также добавляет, что видеозаписи камер не являются персональными данными, а наоборот, это необходимо для урегулирования убытков. Ефремов считает, что без видеоматериалов вырестит уровень мошенничества, а страховые компании при этом будут платить больше и повысится тариф.

На данный момент в каждом регионе есть камеры, но поскольку информационные отделы регионов несут ответственность за информацию о видеозаписях, в доступе отказывают не администрация, а МВД или МЧС, к которым чиновники в некоторых регионах обращаются за разрешением.

Заместитель исполнительного директора РСА отмечает, что МВД и МЧС выступают против получения подтверждения ДТП, поэтому работать наиболее эффективно получается с администрацией региона.

База данных недобропорядочных водителей

Страховщики, несмотря на запреты Министерства внутренних дел на доступ к камерам в регионах, смогли согласовать данные с ведомством о постоянных нарушителях, что предусмотрено поправками в закон об ОСАГО, вступившие в силу в августе 2020 года.

Страховая компания получает информацию от Министерства внутренних дел на основе запроса, в котором государственный орган раскрывает информацию о лице, которое из-за нарушений попадает под повышенный коэффициент или нет.

Компания ВСК подтвердила отсутствие доступа к базе правонарушений. В компании также напомнили, что помимо технической стороны доступа также необходимо внести изменения в постановление правительства, регулирующее порядок взаимодействия информации между РСА и ГИБДД.

*Компания работает с камерами в Санкт-Петербурге, Омской, Амурской, Ярославской, Московской, Ульяновской области, Республике Татарстан и в Алтайском крае.

«Страховщик получил право использовать эту информацию для оценки водителя и применения коэффициентов нарушения правил дорожного движения», ‒ уточняет заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.

Комментарий от редакции

Несмотря на то, что страховые компании готовы платить за доступ к системе, обслуживание которой обходится городу примерно в 9 миллиардов рублей в год, власти не соглашаются и не предоставляют полностью видеоматериалы компаниями ввиду настороженности по поводу информационной безопасности граждан страны, хотя не затрагиваются персональные данные. Прямой доступ к камерам имеет как риски, так и положительные стороны. К вызовам данного проекта можно отнести отсуствие прозрачности системы и определенного оператора, который бы предоставлял информацию, что может привести к большой нагрузке инфраструктуры. К плюсам можно отнести то, что это позволит точно определить место аварии, изучить обстоятельства происшествия, оценить размер ущерба, сократить мошенничество и выплаты страховых компаний. Будем следить за новостями и посмотрим, реализуется ли этот проект.

 

Новостистрахования.рф ©

 

Источники: kommersant.ru, forbes.ru, autonews.ru, iz.ru

Интересно почитать

Брокеры готовы создать фонд по страхованию инвестиций россиян

News

Как выбрать медицинский полис иностранным гражданам?

News

ACORD запускает бухгалтерскую платформу

Strahovka

Самая значимая компания на Ближнем Востоке

News

«Московский кредитный банк» и СК «Югория-Жизнь»

News

Партнерство − это будущее страхования

News

Российская цифровая валюта создаст базу данных

News

Эмиссия токенов в России

News

Великобритания борется с космическим мусором

News

Японская страховая компания Sompo планирует глобальный план

News

Страховая отрасль в Китае хромает

News

Страховая компания использует технологию блокчейн

News

Сбер запускает собственный стейблкоин

News

За 6 месяцев страховщики жизни собрали 192,7 млрд руб

Newsmaker

Google предлагает киберстрахование

News

Трансформация страхового рынка: InsurTech SaaS

News

Страховая отрасль быстро на ноги не встанет

News

Краткосрочное медицинское страхование ‒ движущая сила роста

News

Оставить комментарий