InsNews
Новости рынка

Страхование космических рисков в России

Космическое страхование — как это работает?

Ракетно-космическая техника имеет свои особенности, которые делают эту область особым сектором в страховании. Что же это за особенности?

Для начала стоит напомнить, что стоимость полезной нагрузки, ракеты – носителя, стартовых сооружений и планирование миссии составляет миллиарды рублей. К примеру потеря спутников ГЛОНАСС во время аварии ракеты – носителя Протон-М в 2011 году обошлась в 2,5 млрд. рублей.

Для чего нужно космическое страхование?

Подобные аварии не только приводят к безвозвратной потере всех космических аппаратов, но и несут очень большую опасность для людей и целых населённых пунктов. В 2013 году во время аварии и потери управления ракета – носитель Протон-М упала на землю всего в нескольких километрах от стартовых сооружений, а в 2007 году такое неприятное приземление случилось всего в 40 километрах от казахского города Жезказган. Из-за высокой токсичности компонент топлива ракеты и близости к населённому пункту человеческих жертв удалось избежать чудом. Роскосмос при этом нёс не только убытки за потерю ракеты – носителя и космических аппаратов, но и за устранение последствий серьёзного экологического загрязнения на территории Казахстана.

Страхование космических рисков в России
Источник: nat-geo.ru

Страхование космических рисков сильно завязано на особенности производства и эксплуатации ракетно – космической техники, подробнее о космическом страховании можно прочитать здесь.

Что это означает? В первую очередь, это означает, что систем аварийного спасения для непилотируемых миссий не существует, следовательно, при аварии ракеты – носителя или при выведении полезной нагрузки на некорректную орбиту гарантируется полная и безвозвратная потеря космических аппаратов и их функционала, это же касается ошибок при сборке или проектировании самих спутников. В целом о космической технике можно сказать, что она не ремонтопригодна и есть только один шанс, за редким исключением, чтобы вывести космический аппарат на штатную орбиту и запустить его работу, кстати, о некоторых других космических опасностях и страховании почитайте тут.

Так же на страхование космических объектов влияют особенности производства ракетно – космической техники. Производителей этой техники не много, это значит, что сбой в работе одного из подрядчиков неизбежно ведёт к срывам сроков подготовки старта. Также стоит отметить, что производство изделий ракетно – космической техники до сих пор не является серийным, а зачастую является штучным, к примеру, пилотируемые пуски до сих пор считаются испытательными, всё это вызывает трудности в оценке рисков.

Важно подчеркнуть, что тот или иной космический проект является венчурным со значительной капиталоёмкостью и высокой степенью инвестиционного риска.

Какова же ситуация со страхованием космических рисков в России?

У нас на этот счёт есть ряд проблем. Один из основных недостатков – это отсутствие целевых средств на страхование космических рисков у государственных предприятий ракетно – космической отрасли. Также в нашей стране несовершенна нормативно – правовая база страхования, а со стороны зарубежных заказчиков есть вопросы к оценке надёжности наших средств выведения.

С другой стороны, в России виден стабильный рост страхования космических проектов. Чтобы более подробно, поэтапно описать процесс страхования космических рисков в России, немного напомним о том, что же такое страхование.

Если рассматривать систему страхования с точки зрения методологии, то страхованием можно назвать систему мероприятий по созданию денежного фонда за счет взносов его участников, из средств которого возмещается ущерб, который причинен неблагоприятными событиями, такими как: стихийное бедствие или какой-либо произошедший несчастный случай. Также в случае наступления неблагоприятного события выплачиваются иные денежные суммы. Важно знать отличия страхования от резервирования, так как страхование перераспределяется между участниками (непосредственно между страховщиком и страхователем), а в резервировании снижение степени неблагоприятного события достигается за счет создания резервов, на которые требуются необходимые дополнительные затраты денежных средств.

Возвращаясь к страхованию космических рисков в России, сам процесс можно разделить на несколько этапов:

  • Выбор координатора пула страховщиков;
  • Выбор международного брокера, который необходим для консультирования;
  • Предстартовая экспертиза космического проекта международным брокером и отечественной страховой компанией;
  • Разработка программы страхования рисков космических проектов;
  • Организация пула страховщиков для сострахования и перестрахования рисков космического проекта;
  • Разработка, согласование и заключение договора между исполнителем космического проекта, страховой компанией, международным брокером, состраховщиками и перестраховщиками;
  • Размещение международным брокером договора перестрахования рисков космического проекта на международном страховом рынке;
  • Сопровождение международным брокером и головной отечественной страховой компанией выполнения договоров страхования;
  • При этом на разных этапах подготовки космического проекта оценка рисков и соответствующих страховых выплат сильно разнятся.

К примеру риск повреждения космического аппарата на этапе хранения или подготовке к пуску оценивается в 1 – 3 % от стартовой суммы. Это значение страхового тарифа увеличивается при оценке риска повреждения полезной нагрузки после выведения на орбиту – 12 – 20 %. А оценивая риск полной гибели космического аппарата страховой тариф находится в интервале 9 – 25 %. В свою очередь на этапе начала работы космического аппарата риск частичного отказа аппаратуры или полная потеря функционала оценивается уже в 3 – 10 % от стартовой суммы.

При оценке рисков на этапе выведения и работы ракеты – носителя размер страховых тарифов находится в диапазоне 12 – 20 %.

После краткого анализа, можно тезисно обозначить направления развития страхования космических рисков в России:

  • Необходимо повысить степень государственного регулирования и организации аппарата управления системой страхования;
  • Установление равноправных отношений с иностранными страховыми организациями;
  • Формирование долгосрочных взаимовыгодных отношений между страхователями и страховщиками, укрепление партнерских связей и организация взаимообмена опытом между страховыми компаниями;
  • Поощрять повышение страховой активности у потенциальных страхователей;

Для того чтобы обеспечить выполнение указанных задач, необходимо составить комплекс организационно-технических мероприятий, который включает в себя:

  • Формирование общества взаимного страхования (в обеспечение обязательного страхования рисков);
  • Страхового пула (в обеспечение добровольного страхования рисков);
  • Страхового аналитического центра (информационное и методическое сопровождение системы);

Очевидно, что наиболее перспективным методом страхования рисков космических проектов при осуществлении космической деятельности (риск гибели участников и работников космической деятельности, риск ответственности по обязательствам, которые могут возникнуть вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц) является страхование в рамках общества взаимного страхования, которое объединяет федеральные органы исполнительной власти в области космической деятельности.

Заключение

Кратко проанализировав систему страхования рисков космических проектов в России, можно сделать вывод о том, что необходимо совершенствовать систему страхования в России на всех этапах её реализации. Отечественная система страхования космических рисков в условиях рыночной экономики обусловлена, прежде всего, отсутствием реальных механизмов финансовой поддержки предприятий ракетно-космической промышленности в кризисных ситуациях. Поэтому необходимо расширять объём их поддержки в кризисы и поощрять развитие сферы страхования космических миссий.

 

Новостистрахования.рф ©

Источники: calmins.com, habr.com, cyberleninka.ru

Интересно почитать

Билайн совместно с «АльфаСтрахованием» запустил ДМС

News

Российская цифровая валюта создаст базу данных

News

Страховые компании борются за камеры столицы

News

Liberty Mutual рассматривает возможность продажи европейского бизнеса за 1 миллиард долларов

Sergey

Звездный час настал ‒ Hyundai

News

Туристические страховки подорожали. Но на них не экономят

News

Байден не заблокирует «Северный поток — 2»

News

Европейские банки, страховщики готовятся к возможным зимним отключениям электроэнергии, рационализации энергопотребления

Sergey

Как выбрать медицинский полис иностранным гражданам?

News

Google выплатит около 400 миллионов долларов для урегулирования иска по отслеживанию местоположения

Sergey

Lloyd’s of London переходит к зеленой экономике

News

Самый опасный вид транспорта по мнению страховых компаний

News

Предлагаемое слияние АФА и ФПА переходит в следующий раунд

Sergey

Рекордное количество ASIC-майнеров

News

Законопроект о реформе системы ОМС: плюсы и минусы

News

Акционеры Generali меняют генерального директора

News

Полисы ОСАГО и диагностические карты: бум

News

Ever Given будет освобождено

News

2 комментария

Raketa 26.04.2021 at 7:20 пп

Спасибо большое за статью! О многих вещах и не задумываешься, насколько дорогими и трагическими могут быть последствия неграмотной эксплуатации или ошибок в космической индустрии . Некоторые вещи и деньгами — то не вполне измеряются, но тем не менее это большая сфера для страхования.

Reply
News 11.05.2021 at 4:52 пп

Спасибо за отзыв! Если вас интересуют какие либо темы по страхованию – пишите, мы их осветим!

Reply

Оставить комментарий