InsNews
Новости рынка

Прогнозы страхового рынка от эксперта

Заместитель генерального директора по авиационному страхованию компании «АльфаСтрахование» Илья Кабачник cпрогнозировал перспективы страхового рынка в 2021 году.

Двухчасовая онлайн-встреча, состоявшаяся в конце 2020 года, помогла пролить свет на текущее состояние дел в этой сфере. Что касается будущего, то четко видна только одна тенденция: ее еще нельзя надежно предсказать в краткосрочной перспективе, поскольку степень неопределенности, как месяц и девять месяцев назад, чрезвычайно высока. Но невозможность делать прогнозы не исключает необходимости постоянной работы над разработкой продуктов и их адаптацией к рыночным реалиям.

Авиационная отрасль

Период относительной стабилизации в сегменте страхования авиационных рисков в конце прошлого десятилетия закончился.

После серии значительных убытков стала очевидной необходимость и неизбежность повышения тарифов. В ходе брифинга, который прошел в сентябре 2019 года в офлайн-формате, И. Кабачник сказал, что соотношение страховых премий к страховым выплатам неблагоприятно для страховщиков.

Надежда была связана с 2020 годом как периодом, когда тарифы будут расти, крупномасштабные убытки больше не будут повторяться, что позволит обеспечить более стабильное положение на рынке. К сожалению, ожидания не оправдались. «Можно как угодно описывать то, что произошло потом… но это нельзя назвать «более устойчивым состоянием рынка», ‒ усмехается собеседник.

Для авиационной отрасли, которая хочет объединить людей в стране и за рубежом, изоляция стала самым болезненным ударом. Ни кризис 2008-2009 годов, ни события 2014-2015 годов нельзя сравнивать с тем, что мы видели в последние месяцы. Столь же драматический обвал объемных показателей случился однажды в истории нашей гражданской авиации: после распада СССР. Но даже тогда, несмотря на масштабы изменений в социальной структуре и экономике, динамика рецессии не была такой катастрофической, как во втором квартале 2020 года. В течение нескольких недель после окончания первого ‒ начала второго квартала количество перевезенных пассажиров уменьшилось почти в 20 раз.

Для отрасли, где бизнес полагается на регулярное страхование пассажиров, ситуация обернулась отрицательным денежным потоком. Размер премии недавно определялся величиной тарифа и объемом трафика. В результате обнуление трафика привело к необходимости пересчета суммы страховых взносов и возмещения. Конечно, часть денег за предыдущие периоды была начислена в качестве будущей премии, но с точки зрения баланса денежный поток страховщиков был отрицательным. «Мы таким образом в 2020 году вернули авиакомпаниям никак не меньше 300 млн рублей», ‒ констатировал И. Кабачник.

Невозможность обеспечить надежное краткосрочное планирование привела к тому, что страховщики заключили договоры с фиксированной минимальной платой. Только так компании смогут составлять финансовые планы и организовывать работу с перестраховщиками. Помимо пересмотра условий контрактов, вмешались и другие факторы, их сочетание позволило страховому сообществу удерживать премии чуть ниже 2019 года.

По данным ЦБ РФ, представленным на брифинге, сборы за девять месяцев 2020 года составили 12,3 млрд рублей против 12,4 млрд годом ранее. Учитывая тот факт, что в четвертом квартале отрасль исторически составляет не более 15% годовой премии по данному виду бизнеса, можно ожидать, что общий сбор составит 14 млрд рублей, как и годом ранее.

Этот результат стал следствием значительного падения объемов трафика с одной стороны, роста тарифов и курсовой разницы с другой. Как известно, значительная часть договоров страхования номинирована в растущих долларах, поэтому рублевая выручка росла вслед за обменным курсом.

Риски

Одним из самых серьезных рисков, который страховое сообщество заметило собственными глазами, стала чрезмерная географическая концентрация стоимости застрахованных активов. Авиакомпании по всему миру вывели из строя огромное количество самолетов.

Соответственно, самолеты, припаркованные в аэропортах, стали удобными целями для неблагоприятных погодных условий. И если авиакомпании смогли отменить полеты в тот или иной город или перебросить флот в другие аэропорты после штормового предупреждения на раннем этапе, никаких оперативных мероприятий теперь невозможно, учитывая тот факт, что припаркованные лайнеры законсервированы. Ураганы, торнадо, цунами и даже небольшой град могут нанести ущерб в миллиарды долларов в течение нескольких часов. К счастью, 2020 год не превратил мрачные ожидания в реальность. Но до тех пор, пока значительная часть парка остается на земле в густонаселенном и неактивном состоянии, риск остается актуальным.новости в страховании сегодняЕще один кошмар для страховщиков ‒ банкротство перевозчика. Неплатежеспособность клиента, его уход, особенно с накопившейся задолженностью, неизбежно окажут негативное влияние сначала на страховые компании, а затем и на перестраховщиков. «АльфаСтрахование» считает редким успехом 2020 года то, что дисциплина платежеспособности клиентов, несмотря на всю драматичность ситуации, осталась на высоком уровне. «Такой обычный аспект кризиса, которым является рост дебиторской задолженности, мы сейчас не наблюдаем, ‒ отметил И. Кабачник. ‒ Мы хотим сказать спасибо своим клиентам и партнёрам за сознательное отношение и дисциплину платежей по страхованию». Разумеется, не без дополнительных усилий страховщика потребовалось ужесточить контроль за своевременным поступлением средств. Но даже здесь, заглядывая в будущее, заместитель директора компании не готов дать многообещающий прогноз. Он напомнил, что события 2008-2009 и 2014-2017 годов сопровождались уходом из бизнеса очень большого количества участников. Первая волна забрала Dalavia и несколько авиакомпаний, входивших в альянс AiRUnion. После второй волны мы не попали в ряды перевозчиков «Трансаэро», затем «ВИМ-Авиа». Но в 2020 году, несмотря на значительно худшие условия, чем прежде, ни одна из авиакомпаний не прекратила полеты. «Сейчас, несмотря на то, что масштаб спада гораздо больше [чем во времена предыдущих кризисов – «АвиаПорт»], мы пока что не видели ухода компаний с рынка. Что это означает, — задаётся вопросом И. Кабачник. ‒ На самом деле это означает, что они [банкротства – «АвиаПорт»] обязательно будут».

Невозможно предсказать ни показатели объема авиаперевозок за весь 2021 год, ни сроки возврата рынка авиаперевозок к уровням 2019 года, ни устойчивость бизнеса отдельных авиакомпаний. Однако можно с уверенностью сказать, что количество перевезенных пассажиров в первые два месяца нового года существенно спадет по сравнению с 2020 годом. Локдаун, введенный сначала на китайском, затем на корейском и только потом на других направлениях, оказала умеренное влияние на результаты первого квартала. «Было два месяца, январь и февраль, когда всё, кроме полётов в Китай, было нормально. На них пришлось 16 млн пассажиров, ‒ отмечает замглавы «АльфаСтрахование». ‒ 2021 год начнётся с того, что этого [высокого результата первых двух месяцев года – «АвиаПорт»] не будет. То есть первый квартал 2021 года будет не только ниже 2019 года, мы уже привыкли всё сравнивать с 2019 годом, а существенно ниже 2020 года».

Убытки есть несмотря на отсутствие полетов

На предыдущем брифинге И. Кабачник представил данные о выплатах по договорам КАСКО по страховым случаям с воздушными судами отечественных авиакомпаний. Крушение самолета Аэрофлота в мае, крушение лайнера Уральских авиалиний в августе и столкновение самолетов Аэрофлота и Royal Flight в сентябре 2019 года привели к убыткам в размере 99,6 миллиона долларов. Уменьшение количества выполненных рейсов в 2020 году, похоже, должно было отразиться как на количестве авиационных происшествий, так и на потерях. Но статистика не полностью подтверждает этот тезис. Лайнер авиакомпании «Nordwind Airlines» был сильно поврежден в Анталии до кризиса в январе, а перед пандемией был поврежден самолет авиакомпании «Ютэйр» в Усинске. Но во второй половине года об инцидентах сообщалось неоднократно. В августе топливозаправщик в Шереметьево протаранил борт «Аэрофлота», а Ан-74 авиакомпании «Ютэйр» совершил жесткую посадку в Мали. Наконец, в конце года, после поломки двигателя в полете в Новосибирске, Ан-124 «РусЛайн» авиакомпании Волга-Днепр получил серьезные повреждения. Сегодня невозможно достоверно оценить размер убытков страховых компаний, поскольку в ряде случаев ремонт еще не завершен и нет полного понимания, сможет ли «РусЛайн» восстановить свою летную годность. Лимиты ответственности, установленные договорами КАСКО для этих событий, достигают 98,5 млн долларов США. Таким образом, в случае досадного для страховщиков стечения обстоятельств убытки по данному виду страхования будут на уровне прошлого года. Правда, есть и положительное обстоятельство ‒ отсутствие человеческих жертв во всех упомянутых случаях, так что выплаты по договорам страхования гражданской ответственности авиакомпаний не испортят финансовые результаты года.

В Российской Федерации не сформировалась собственная тенденция по количеству аварий в 2020 году. В мировом масштабе год завершился 8 авариями и 315 погибшими. По сравнению с предыдущим пятилетним планом произошло небольшое снижение количества аварий и их тяжести: в среднем, по данным Aviation Safety Network, 13 авиационных происшествий и 340 погибших. Цифры на 2019 год ‒ 20 бедствий и 283 погибших. Основными событиями прошедшего года стали поражение зенитной ракетой 8 января самолета «Украинских авиалиний» возле Тегерана, а также катастрофа пакистанского самолета А321 22 мая. Но на страховой рынок могут сильно повлиять не только стихийные бедствия: 22 июля Boeing 777F авиакомпании Ethiopian Airlines был серьезно поврежден в результате пожара в аэропорту Шанхая. Страховая стоимость самолета составляет около 190 миллионов долларов, и, если самолет не будет перестроен, отрасль столкнется с крупнейшей в истории выплатой по страхованию КАСКО. Но это не главный риск для отрасли страхования авиакомпаний. Сегодня очевидно, что Boeing будет нести ответственность за родственников погибших в двух катастрофах лайнеров 737 MAX, и страховщики авиастроительной компании уже оценили возможные выплаты: более 2 миллиардов долларов. Это событие грозит установлением антирекорд для перестраховщиков авиационных рисков, значительно превосходящей по масштабам все ранее известные события, включая трагедию 11 сентября 2001 года.

В ближайшее время не ожидается окончательного подведения итогов событий 2020 года. По словам И. Кабачника, сроки ремонта стали затягиваться, а стоимость работ по восстановлению самолетов непредсказуемо выросла. Практически повсеместное введение ограничений на международные полеты во втором квартале 2020 года сделало практически невозможным перемещение не только туристов, но и инженеров, которые должны оценить степень повреждения самолета и разработать меры по восстановлению летной годности самолета. В счетах, выставляемыми авиакомпаниям, были оговорки: «Время работы столько часов, независимо от карантинных мер». А если сотрудники авиастроительной компании застревали после нескольких недель поездки в Россию из-за обязательного наблюдения, перевозчикам и страховщикам приходилось платить за это.

Выживают только сильные

Прошлый год, по словам И. Кабачника, оказался достаточно благоприятным для отечественного страхового рынка в целом и, по его словам, «российские страховщики закончат этот год с хорошей прибылью». Это говорит о том, что компании по крайней мере не будут покидать свои границы и, возможно, будут стремиться увеличить свое присутствие на рынке, в том числе в аэрокосмическом сегменте. Что касается глобального рынка, то потери в аэрокосмическом секторе привели к тому, что сразу несколько крупных игроков отказались брать на себя риски в 2019 и 2020 годах. При этом космическое страхование сокращается быстрее: подразделения закрываются, количество игроков минимизируется. Тоже немного, но в авиастраховании ситуация лучше. Здесь тарифы начали расти, а уход крупных игроков в 2020 году практически прекратился. Текущий баланс явно нестабилен, но продолжающийся рост тарифов может вернуть интерес крупных игроков в сегмент.новости в страховании сегодняРост тарифов сложно измерить точно ‒ это конфиденциальная информация. По оценке И. Кабачника, рост цен у национальных пассажирских авиакомпаний составил 20-30%, при этом вместо надбавки, привязанной к показателям цены и объема, все чаще устанавливается фиксированная надбавка. Несколько более значительный рост тарифов в сегментах АОН и вертолетных операций. Есть также компании, которые установили антирекордные премии. На фоне крайне невыгодного для страховщика договора с оператором аэропорта Шереметьево продление полиса в 2020 году не состоялось. Ответственность была застрахована путем заключения договора с другой страховой компанией, который сократил срок действия договора с трех до двух лет и увеличил размер премии с 700 000 долларов США до 5,5 миллиона долларов США! Это была расплата за ошибки в безопасности полетов.

Каковы перспективы улучшения ситуации с аварийностью на воздушном транспорте в России? «Фундаментальная проблема, которая нас беспокоит, ‒ это отсутствие какой бы то ни было перспективы улучшения дел с безопасностью полётов в нашей стране, ‒ заявил И. Кабачник. ‒ В стране официально отсутствует государственная политика, которая должна выражаться в наличии государственной программы безопасности полётов. Её нет. И если посмотреть на проект Транспортной стратегии, там есть безопасность дорожного движения… и ничего нет про безопасность полётов».

Наконец, заместитель генерального директора страховой компании заявил, что в последние годы санкции, введенные в отношении некоторых юридических и финансовых лиц в Российской Федерации, начали влиять и на авиационное страхование. В невозможности перестраховать риски компаний, зарегистрированных в Крыму, нет является чем-то новым. Но, по мнению И. Кабачника, проблема в том, что негативный информационный фон не размывается, и есть риск, что Россия будет воспринято как рискованный, токсичный рынок. Это может привести к сокращению числа компаний, работающих с нашими страховщиками, и неизбежному увеличению затрат на перестрахование.

С таким балансом сил и такими настроениями страховщики вышли на неизведанную территорию 2021 года. А 9 января произошло первое крупное событие года: крушение Boeing 737 компании Sriwijaya Air в Индонезии. Надежды на то, что в этом году он будет намного успешнее, чем в прошлом, постепенно тают. Но у авиационного страхования есть еще один сегмент, в котором дела идут хорошо. Поэтому значительная часть брифинга была посвящена продуктам для авиапассажиров.

Авиапутешественникам все лучшее

За относительно короткий промежуток времени с 2015 года «АльфаСтрахование» смогла превратить добровольное страхование авиапассажиров в массовую и доступную услугу. И если достижение показателей большого объема можно рассматривать как следствие политики некоторых авиакомпаний, которые по умолчанию включают страховой полис в пакет дополнительных услуг в случае продажи билета (так называемый заранее выбранный вариант), поэтому удобство сервиса обеспечивается самой компанией.

До 2015 года существовала возможность дистанционного урегулирования ‒ для этого клиент должен был сделать заявление о возникновении страхового случая, которое доставлялось лично в офис страховой компании или по почте. Затем необходимо было самостоятельно собрать подтверждающие документы и отправить оригиналы по почте. После ознакомления со всеми материалами оплата была произведена перечислением денежных средств на расчетный счет клиента. В 2015 году был сделан первый шаг к электронному расчету: для оформления заявки можно было использовать электронную почту, сайт страховой компании или ее мобильное приложение.Два года спустя рабочий процесс перешел в цифровой формат: вместо оригиналов подтверждающих документов страховщик начал принимать отсканированные копии. Наконец, 2018 год принес революционное изменение в сервисе: страховщик начал самостоятельно отслеживать наступление страхового случая. В случае значительной задержки рейса компания рассчитывала размер компенсации и производила выплату на банковскую карту страхователя. Текущая версия ‒ это второе поколение сервиса с мгновенными платежами, позволяющего минимизировать время, необходимое для получения средств у клиента.

В мобильном приложении всего пять «экранов», с которыми пассажир взаимодействует при наступлении страхового случая. Если самолет вылетел с опозданием из пункта отправления, система рассчитывает размер страховой выплаты. Пассажиру приходит СМС с предложением перейти на специальную страницу в мобильной версии сайта авиакомпании. Далее он должен пройти идентификацию (сфотографировать его паспорт), ввести полученный четырехзначный код и ввести номер кредитной карты. «Дальше деньги зачисляются на счет», ‒ говорит Кирилл Тихонов, руководитель отдела продаж онлайн-партнеров компании «АльфаСтрахование». «Мы добились этого с момента указания клиентом номера карты до момента поступления денег на карту. И теперь в структуре всех наших урегулированных событий и платежей за задержку и отмену рейсов более 80% являются мгновенными» ․новости в страховании сегодняСоздание и активное продвижение нового продукта значительно увеличило продажи. В ходе презентации К. Тихонов представил статистику, согласно которой доля пассажиров, приобретших полисы авиационного страхования (соотношение между количеством полисов и количеством сегментов), с 2012 по 2019 год увеличилась втрое. И все же по сравнению с 2020 годом. В контексте из-за снижения посещаемости процент клиентов, выбравших добровольное страхование, увеличился на 12,8% по сравнению с 2019 годом, хотя в абсолютном выражении продажи явно снизились. А в апреле финансовые результаты этого вида бизнеса оказались полностью отрицательными, как и в случае со страхованием авиакомпаний: после возврата билетов на отмененные рейсы страховщики вернули уплаченные премии по страхованию пассажиров.

По словам И. Кабачника, второй квартал 2020 года, несмотря на коллапс трафика, превратился в период динамичного развития продуктов для путешественников. «В этом контексте мы получили много запросов от партнеров, которые просят нас о новых продуктах», ‒ сказал собеседник. ‒ Мы постарались использовать для того, чтобы … поговорить с партнерами, понять, какие новинки могут быть предложены». Одно из нововведений ‒ продукты группы AntiCovid для путешественников.

На сегодняшний день продано более 700 000 полисов через сеть из 25 партнеров, включая авиакомпании, онлайн-турагентства и билетные кассы, за что уже выплачено около 150 миллионов рублей.

Еще одно направление совершенствования продукта связано с внедрением нового подхода к ценам на страхование. В «АльфаСтраховане» продукт получил название «Smart Offer». Впервые пилотный проект был запущен в сотрудничестве с «Аэрофлот ‒ российские авиалинии», а инновации апробированы в сотрудничестве с S7 Airlines. Суть «умного предложения» заключается в том, что, покупая авиабилет, путешественник получает страховой продукт, максимально адаптированный к конкретному рейсу. «В зависимости от класса перевозки, кода тарифа, включённых услуг, имеющихся в заказе, и, немаловажно, от цены билета, мы предоставляем различные варианты набора страховых рисков и страховых лимитов, которые, на наш взгляд, являются наиболее релевантными для этого пассажира и заказа. Соответственно, изменяется цена страховки», ‒ пояснил К. Тихонов. В качестве примера он назвал страховку от не вылета.

«Если у человека невозвратный тариф, совершенно логично предложить ему эту услугу в структуре пакета», ‒ полагает специалист. В ходе пилотных проектов на больших данных проверяются гипотезы и уточняются параметры предложений. «Для нас идеальная картина ‒ когда мы умудряемся, в зависимости от наших данных о перевозке и у пассажире, предложить ему именно то, что ему нужно в момент покупки билета и полиса. Это наша сверх идея», ‒ резюмировал И. Тихонов.

Заключение

По мнению эксперта, будущее страхового рынка надежно прогнозировать в краткосрочной перспективе пока невозможно, поскольку степень неопределенности, как и месяц и девять месяцев назад, чрезвычайно высока. Но невозможность делать прогнозы не исключает необходимости постоянной работы над развитием продуктов и их адаптацией к рыночным реалиям.

 

Новостистрахования.рф ©

 

Источники: aviaport.ru

Интересно почитать

Центральный банк ‒ гарант жизни страхователей

News

Онлайн-консультация с врачом. Сон ли это?

News

Страхование фестивалей в Великобритании

News

Полис обязательного медицинского страхования (ОМС). Что нужно знать о наших правах по нему?

News

Мировая страховая индустрия под влиянием COVID-19

News

Заинтересованность инвесторов в insurtech

News

Бизнес-модель – ключ к управлению рисками

News

Образ жизни и персонализация страховой отрасли

News

Выплаты Японии растут из-за землетрясения

News

Будь смелее, не бойся страхования

News

Дискомфорт – новая норма на работе

News

Туристические страховки подорожали. Но на них не экономят

News

Подписка на страхование от несчастных случаев

News

Пандемическая ипотека жилья: прогнозы и вызовы

News

Рост рынка высокорискового сегмента недвижимости

News

Generali открывает представительство в Брюсселе

News

Разработки в телемедицине: клинические рекомендации

News

Зачем нам экологическое страхование?

News

Оставить комментарий