InsNews
Новости рынка

ЦБ и АИС: предложения и вызовы

В Госдуме предложили создать единую информационную систему страхования, которая оптимизирует выдачу страховых полисов.

Согласно пояснительной записке, основная цель проекта ‒ повышение конкуренции на страховом рынке. Прозрачность информации и обеспечение доступной ценовой политики ‒ одно из ее условий.

Для чего нужна единая система?

В настоящее время на страховом рынке существует несколько систем хранения информации об определенных видах страхования, каждая со своими правилами. Например, данные автомобилистов хранятся в АИС ОСАГО, поэтому авторы законопроекта считают такой подход неэффективным.

«Ключевым требованием к созданию базы данных в сфере страхования, отвечающей заявленным целям, является полнота и достоверность собираемой информации по всем видам страхования. Присутствие на страховом рынке нескольких систем не отвечает указанным целям, а также связано с дополнительными издержками страховых организаций, которые в конечном счете несут страхователи. В этой связи законопроектом предлагается создание централизованной системы хранения информации на страховом рынке», — говорится в пояснительной записке.

По мнению авторов идеи, появление на страховом рынке централизованной системы хранения информации при непосредственном участии Банка России сделает эту систему более эффективной, а качество содержащейся в ней информации повысится за счет доступа к системам. государственная информация, в том числе Банк России. В законопроекте предполагается, что по истечении срока действия договора страхования информация будет храниться в системе еще 10 лет.

Один из авторов документа, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков также предложил создать пользовательский комитет, в который войдут представители страхового сообщества. В его обязанности входит учет правил для оператора АИС и тарифов на его услуги. Предлагается постепенный переход к централизованной системе хранения информации.

А будет ли бюро?

По словам Аксакова, в настоящее время общество ожидает принципиально другого качества информационных взаимодействий как от регулятора, так и от участников страхового рынка. То есть создание единой экосистемы, по сути, полноценного Бюро истории страхования, а не просто автоматизация отдельных бизнес-процессов. Это позволит гражданину получать страховые услуги в онлайн-формате и даст возомжность организациям и другим участникам рынка использовать достоверную информацию для оценки рисков.

«К сожалению, действующая структура не позволяет этого достичь, в том числе из-за приоритета собственных коммерческих устремлений над общественными интересами. Учитывая изложенное выше, Банк России предлагает рассмотреть возможность передачи функций операционной поддержки процессов заключения договоров ОСАГО и предоставления сервисов Бюро страховых историй специальному юридическому лицу, с внесением необходимых изменений в действующее страховое законодательство», — отметил Анатолий Аксаков.

По его словам, предложение может быть реализовано в рамках создания дочернего юридического лица со 100% долей в уставном капитале Банка России.

ОСАГО будет ли дешевле?

Аксаков считает, что АИС будет способствовать снижению стоимости страховых услуг, включая и ОСАГО тоже.

Снижение стоимости сократит затраты для страховых компаний и даст пользователям возможность быстро сравнить всех участников рынка и выбрать наиболее доступную услугу на едином портале.

новости в страховании сегодня

«Будет создан отдельный портал под патронажем Центробанка, на котором сосредоточат информацию по страховым продуктам всех российских страховых компаний, и эти продукты тут же можно приобрести. В конце концов внедрение системы позволит минимизировать издержки как потребителей, так и страховщиков. Потребитель, таким образом, сможет выбрать наиболее подходящие страховые инструменты по цене и качеству. А с другой стороны — страховщики будут иметь полную информацию о своих клиентах, видеть их историю. В итоге внедрение системы позволит минимизировать издержки как потребителей, так и страховщиков», — заявил Аксаков.

По его словам, скорее всего, создать личный кабинет на портале системы можно будет, используя учетную запись на сайте госуслуг. Также не исключено появление мобильного приложения для удобства граждан.

Мнения экспертов

Все ведущие страховые компании отказались оценивать инициативу по созданию такой системы и ее возможное влияние на ценообразование. В то же время исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев заявил, что готов развивать уже существующую систему АИС ОСАГО.

«Как показывает практика, в процессе заключения договора каждый страховщик делает около 20 запросов к АИС ОСАГО на каждый договор. Всего в день страховщиками делается несколько миллионов запросов. Кроме того, запросы к АИС ОСАГО исходят и от самих автовладельцев: при проверке своего полиса ОСАГО, если покупает его у агента, — на предмет того, не является ли он фальшивым, при проверке КБМ, при проверке полиса ОСАГО в случае ДТП и так далее. Мы отмечаем стабильную работу базы и готовы ее развивать и дальше», ‒ заявили РСА.

Появление такой системы не гарантирует существенной экономии на продвижении своих продуктов в страховых компаниях, считает президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

«Одна из идей системы — обеспечить возможность страховщикам сэкономить какие-то деньги. Но сейчас у них уже есть свои маркетплейсы, армии страховых агентов, и экономия в этом плане уже не так важна, потому что все издержки страховые компании по сути уже понесли. При этом вторжение государства в компетенции страховщиков, а именно в те вопросы, кому и какие страховые продукты продавать, повышение контроля государства за тарифами, возможность сравнивать тарифы сразу в разных компаниях нравится не всем страховщикам. Я уверен, что у многих при таком сравнении тарифы будут совпадать вплоть до рубля, а ведь так быть не должно при действующей либерализации тарифов и конкуренции. По этим причинам страховое лобби не заинтересовано в такой системе», — считает Шапарин.

Эксперт уверен: с внедрением такой системы сэкономить водителям и другим страхователям не удастся.

«Тарифы сейчас устанавливает Центробанк, а теперь, как я понимаю, предлагается создать некую организацию, которая будет влиять на тарифообразование, но костяк ее наверняка составят структуры, аффилированные со страховым сообществом, — рассуждает Шапарин. — Поэтому даже если такая организация появится, она с высокой степенью вероятности будут настаивать на повышении тарифов. Страховщики будут обосновывать это борьбой с мошенниками, ростом стоимости запчастей и другими причинами».

Юрист Илья Афанасьев раскритиковал это предложение и сказал, что нет никакой связи между запуском АИС и снижением тарифов.

«Никакой здравой законодательной инициативы это предложение не несет, — заявил Афанасьев. — Единственное, что могло бы снизить тарифы на то же ОСАГО, — исключительно государственное регулирование. Сейчас государство тарифы отпустило, и страховка стала дороже, ОСАГО стало непрозрачным. Вот попробуйте точно рассчитать стоимость вашего полиса на калькуляторе какого-нибудь страховщика. Потом им можно позвонить, цифра будет уже другая. Можно приехать в офис, и снова стоимость может отличаться».

Комментарии от редакции

Предлагаемое нововведение имеет противоречивые нотки. Необходимо достичь общей договоренности с участниками страхового рынка. Будем следить за новостями и посмотрим, какие шаги будут предприняты в связи с реализацией законопроекта.

 

Новостистрахования.рф ©

 

Источники: vedomosti.ru, iz.ru

Интересно почитать

Звездный час настал ‒ Hyundai

News

Образ жизни и персонализация страховой отрасли

News

Накопительное страхование жизни в СССР

News

Налоговое соглашение: Люксембург и Россия

News

Google выплатит около 400 миллионов долларов для урегулирования иска по отслеживанию местоположения

Sergey

Великобритания борется с космическим мусором

News

Страховой рынок России в 2021 году: прогнозы

News

Важность покупки страхования жизни

News

Судоходные страховщики намерены повысить ставки

News

Изменение климата может сократить мировой ВВП на 18% к 2050 году

News

Тенденции убытков в автостраховании влияют на результаты 1 пг. 2022 года

Sergey

Олимпийские игры в Токио: страховые риски

News

Никакой конфиденциальности для цифровых валют

News

ВТБ ‒ «подписка» на автомобили для физлиц

News

Черты характера, необходимые для преодоления кризисных времен

News

Заинтересованность инвесторов в insurtech

News

Generali открывает представительство в Брюсселе

News

COVID-19 подрывает инвестиции в инфраструктуру

News

Оставить комментарий